Дух войска в Великом княжестве Литовском закалял гетман. Демонстрировал пример мужества, вдохновлял во времена отчаяния, возвращал надежду и веру в успех, заботился о солдатах в перерывах между боями. Сначала князь избирал гетмана на определенный военный поход, а затем эта должность становилась пожизненной. Булаву великого гетмана вручали самым выдающимся магнатам княжества - семи Радзивиллам, шести Сапегам, трем Огинским. И каждый из них отличался ярким управленческим и конкурентоспособным талантом.
Когда гетман хотел подчеркнуть, что презирает опасность и твердо убежден в своей и войска счастливой звезде, он выезжал на поле боя без шлема и доспехов. Но никогда не забывал острую саблю. Смелый, умный, расчетливый гетман придает силы и белорусско-литвинской шахматной армии. Объединяет солдат идеей борьбы за верховную власть для тех, кто действительно этого заслуживает.
В начале партии справа от Князя стоит фигура Гетмана: f1 - белый; d9 - черный. Может ходить в любом направлении, в том числе по диагонали, и на любое расстояние. Главное, чтобы эти шаги последовательно и неуклонно приближали победу. Самая сильная фигура в армии: потеряв гетмана, Ратники, бывает, сразу уступают врагу.
Игра позволяет обычному Ратнику стать Гетманом: чтобы претендовать на высокую должность, он должен дойти до края поля и тем самым доказать свою военную доблесть.